Сагаалган. Всё ли мы знаем об истории главного бурятского праздника?
История праздника Сагаалган только «официально» насчитывает более двух тысяч лет. Ему отдавали дань уважения шаньюй Модэ и Чингисхан. От него не отказались в суровые времена цивилизационных сдвигов. Каганаты сменились империями, а народы теснили друг друга на исторической сцене, примеряя новые имена, религии и судьбы. Но перед его насущностью спасовал даже неумолимый советский партаппарат, десятилетиями истреблявший «пережитки». Казалось, Сагаалган благополучно пережил все испытания и за 28 лет возрождения в Бурятии снова стал всенародно любимым. Но так ли это на самом деле? Мы решили разобраться в его истории и бытности, чтобы понять: кому сегодня нужна традиция этого праздника, и чем он стал для жителей республики.
Бурханы в чемодане
«Пока мне не исполнилось 13 лет, Сагаалган в нашей семье отмечали тайно.
Такими воспоминаниями с нами поделился ширетуй Курумканского дацана «Гандан Де Шувлинг» лама Олег Намжилов. В те времена так же выходили на улицу, брызгали молоком с чаем, молились, накрывали стол, поздравляли друг друга, говорит лама. Но праздник был исключительно семейным и отмечали его втайне. Сегодня больше не нужно прятать бурханов, а то, что было – кажется смешным.
фото: russianstock.ru, автор — Марк Агнор
А ведь это лишь эпизод из череды фактов, которые наполнили тысячелетия истории Сагаалгана. В судьбе этого праздника, как в зеркале, отразилась судьба народа, которая и сейчас продолжает меняться. Тем важнее понять, какие изменения претерпел он в ходе истории, и чем стал сегодня.
Три жизни и реинкарнация
Традиции Сагаалгана и значение праздника для общества изучали несколько поколений ученых прошлого и нынешнего тысячелетия. Первым в Европе сведения об этом празднике письменно зафиксировал в XIII веке купец Марко Поло, некоторое время живший при дворе великого монгольского хана Хубилая. Венецианец отмечал, что Новый год монголы отмечают в феврале – по лунному календарю.
Однако позже, в XIX веке, российские востоковеды Доржи Банзаров и Гомбожаб Цыбиков в своих работах о «Цагаалгане» указывали, что в древности буряты, как и все монгольские народы, праздновали Белый месяц осенью – при этом он означал именно начало нового года. Профессор Цыбиков по этому поводу писал, что обычай торжественно отмечать наступление нового годового периода, связанного с завершением хозяйственного оборота, у всех народов появился рано. Сегодня, к слову, много сведений из фольклора и письменных источников о том, когда и как праздновался Сагаалган.
Первый период, вероятно, начался даже ранее эпохи язычников Хунну, населявших степи к северу от Китая с 220 года до н. э. по II век н. э. Он длился до времен тенгрианца Чингисхана и его детей. Тогда Белый месяц и отмечали осенью. По нынешнему календарю это был бы период, начиная примерно от осеннего солнцестояния и до конца октября.
Любопытно, что во времена Чингисхана Белый месяц, при всей его «природности», принадлежал религиозной традиции «боо-тенгризма», приобретшего как раз в то время черты национально-государственной религии, которая одновременно выполняла роль идеологии в поддержку культа Великого хана как «сына Вечного Синего Неба». В то время государство и религия стали нераздельны. Об этом в своей недавно вышедшей книге «Мифы и легенды бурятского народа» упоминают наши современники – историки и журналисты Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев.
Эта традиция бытовала, к примеру, у западных бурят еще менее века назад.
«Новый год начинается осенью. Как только покажутся на горизонте Плеяды, то наступает и Новый год, что бывает в конце августа или в начале сентября… в Аларском районе существуют три календаря — народный, циклический и общегражданский. Простонародье и старики придерживаются старины, верующие буддисты пользуются лунным, или циклическим календарем, а молодежь живет по солнечному календарю».
Второй период начался после с того, как в XIII веке правитель Монгольской империи Юань хан Хубилай, принявший буддизм, решил перенести празднование нового года с осени – на конец зимы. По принятому в Китае лунному календарю в это время начинается первый весенний месяц. Начался период, когда у монгольских народов утвердился буддизм ламаистского толка.
Со временем, сменив подданство с Монгольской Империи на Российскую, буряты на своей земле продолжали праздновать Сагаалган до победы большевизма в начале XX века. К тому времени народный праздник во многом стал традицией, закреплявшей среди бурят духовно-религиозные основы. В Советской России подобное преследовалось в качестве фактора конкурирующей идеологии. И, хотя в Бурятии еще при Сталине появился Иволгинский дацан, где праздничные хуралы Сагаалгана начали служить уже в 1946 году, это был период действительного «отделения церкви от государства».
Третий период истории Сагаалгана – официальное возрождение праздника, которое в России произошло в 1990 году. Как отмечают печатные источники, это стало возможным благодаря гражданской смелости бурятских ученых. Двумя годами ранее доктора наук Шираб-Жалсан Чимитдоржиев, Регби Пубаев и Тарас Михайлов обратились с докладной запиской об установлении в Бурятии официального праздника «Сагаалган» к первому секретарю Бурятского обкома КПСС Анатолию Белякову.
Учёные рассказали о «глубоко народном происхождении праздника, в своей основе не имеющего ничего общего с религией», а также ссылались на авторитет известных ученых XIX-XX вв.
фото: russianstock.ru, автор — Зорикто Дагбаев
Народ поначалу опасливо, а далее все с большим энтузиазмом стал вспоминать, порой восстанавливая по крупицам, традиции праздника. Дружно семьями лепили буузы, ходили в гости, по старой традиции дарили подарки. Устремились на огненный ритуал Дугжууба в дацаны, стали массово вывешивать флажки хий морин.
При этом праздновать Сагаалган в Бурятии стали не только буряты, и даже не только буддисты. А с появлением интернета о нем стали узнавать и далеко за пределами этнической Бурятии. Аналогично стали отмечать его и в других буддийских регионах России, а затем и по всей стране – те, кто поддерживает тибетскую традицию буддизма, называя это праздником Лосар.
Сагаалха – не «Белый месяц»?
Казалось бы, сегодня мы многое знаем о празднике, сформировались определённые традиции. Но спустя годы XXIV Пандито Хамбо лама Аюшеев неожиданно для многих заострил внимание на значении и смысле праздника, называя его не «Сагаалган», а «Сагаалха». Впервые это произошло в 2012 году. На встрече с журналистами Дамба Аюшеев отметил, что понятие «Сагаалган» — благозвучное, но бессмысленное. Сагаалха же подразумевает «перешагивание» года.
Интересно, что такое же заявление Хамбо лама сделал на днях. Он напомнил, что раньше всегда спрашивали «Сагаалха хэзээ болохоби?» («Когда будет Сагаалха?»), а утром говорили друг другу «Би сагаалжа ябанаб» («Я перешагнул год»). Это, по мнению Дамбы Аюшеева, «лишний раз подтверждает, что исторически праздник назывался именно так. Сейчас же, отмечает Хамбо лама, все «будто одурманены». И, вместо того, чтобы «перешагивать» время (перевод. «саг» с бур.), словно сожалеют о нём. Более того он подчёркивает, что Белый месяц просто нелогично праздновать весной.
Вопреки стараниям Хамбо ламы название «Сагаалган» обычно связывают со словом «сагаан» – «белый», означающего чистое, светлое начало. И мало кто задумывается, что ему соответствовал только ранний, добуддийский смысл праздника, когда лето заканчивалось изобилием молока и молочных продуктов, и выпадал первый снег. Осенний тайлган в честь «закрытия небес» сопровождался обильным возлиянием молока, как во времена Чингисхана и даже его внука Хубилая, в белых одеждах «разливавшего молоко по земле и по воздуху» (Марко Поло, Книга о разнообразии мира, глава LXXV).
фото: russianstock.ru, автор — Сергей Тарасенко
В сущности, глава Сангхи явно обозначил совсем иное значение праздника, нежели с древности имел Белый месяц, и каким его, с подачи знатоков народных традиций, стали возрождать после 1990 года. Это высказывание можно назвать даже революционным. Но мы по-прежнему празднуем «новый год» по лунному календарю, как и по григорианскому, а в народе Сагаалган продолжают называть праздником Белого месяца. Вторят тому и представители государственной власти, которые из года в год поздравляют всех жителей Бурятии, называя праздник именно так. Повсюду в праздничные дни в столице Бурятии, в СМИ и рекламе, пишут «Сагаан hараар», иногда – «Сагаан сар». Чаще – «Белый месяц» или «Сагаалган».
Откуда же взялось религиозное содержание Сагаалгана? Считается, что сформировалось оно в 15-м веке благодаря реформам основателя школы Гелугпа, ламы Цзонхавы (Чже Цонкапа). Лама разработал правила проведения праздников в дацанах, а к Новому году приурочил Монлам Ченмо – Великий 15-дневный молебен в память 15-ти чудес, совершенных Буддой Шакьямуни в городе Шравасти. Ни слова – о «белой пище».
«Сам я не считаю, что это праздник. Это такой же день, как все. Просто наступил следующий день, новый месяц. Жизнь продолжается. За скотиной так же надо ходить, как и в любой другой день. Наступил всего лишь очередной год», — говорит и Олег Намжилов.
Как бы то ни было, миряне воспринимают праздник именно как Новый год с языческим подтекстом. И с изобилием еды, особенно молочной и мясной, как обещание плодородия и семейного благополучия в наступающем году. По-прежнему в дни Сагаалгана на столе любимые всеми буузы. Некоторые даже задабривают Белого старца, путая его с «пролетающей над землей» Палден Лхамо, брызгают молоком и чаем на рассвете «нового года» на «языческом» обо и – сразу идут в дацан.
Праздник, который объединяет
Несмотря на все противоречия сегодня Сагаалган по-прежнему важный элемент культуры, которая продолжает формироваться. У многих вошло в привычку отмечать его землячествами. Люди встречаются, как в прежние времена, чтобы познакомиться, повеселиться, послушать песни, посостязаться в играх и красноречии. Проходят эти события в больших и «статусных» залах – с 90-х годов это, как правило, театры в столице Бурятии. А в последние годы вместе собираются представители этнических общностей как хори, булагаты и др. К примеру, в 2016 году праздничное представление «Хори Буряадай Сагаалган» в ФСК Улан-Удэ собрало более 2 тысяч человек.
Как отмечает в одном из своих исследований культуролог Цыцыгма Ренчинова, «национальное более всего сохраняется в бытовой и празднично-обрядовой культуре». Сагаалган утратил некоторые свои прежние функции, связанные с организацией труда, быта и жизни. Зато приобрел новые, которые привлекают человека возможностями познания национальной культуры.
«Здесь прослеживается тенденция: чем активнее индивид участвует в празднике, тем большее место в системе его ценностей занимают традиции, тем глубже он ощущает потребность приобщения к национальной культуре. Чем больше человек осознает необходимость сохранения своих корней, тем большее место в его ориентациях занимают духовно-нравственные ценности, заложенные в народных праздниках».
Более того, праздник этот продолжает развиваться как традиция и «осваивает» новые формы, призванные способствовать продвижению национальной культуры и на международном уровне. Так, в последние годы по всему миру растет число поклонников ежегодного «ёхор-флешмоба». В разных концах планеты буряты и выходцы из Бурятии собираются вместе, чтобы отметить Сагаалган древним круговым танцем. Не случайно среди возрожденных традиций эта стала одной из самых любимых – она заключает в себе глубокий сакральный смысл, символизируя единство, взаимную поддержку, бесконечность движения, света, жизни.
фото: russianstock.ru, автор — Марк Агнор
«Конечно, этот праздник сплачивает народ. Не знаю, как в городе, но у нас в Курумканском дацане все молятся вместе, радуются вместе», — говорит Олег лама, — « И я вижу, что с каждым годом люди становятся добрее, более осознанно и спокойно ведут себя. В первые дни Сагаалгана важно как можно больше сказать благопожеланий друг другу. Мы молимся, чтобы у всех людей в мире очистилась карма, чтобы все жили благополучно. В эти дни это особенно важно».
Справка:
Лама Олег Намжилов — ширетуй Курумканского дацана «Гандан Де Шувлинг». Страничка дацана в Facebook, которую ведет он сам, становится все более популярной. Это происходит, главным образом, благодаря непривычной для многих открытости буддийского священника такого уровня, готового ответить на самые разные вопросы
фото обложки: russianstock.ru, автор — Зорикто Дагбаев
Как репрессировали бурятских эмигрантов в Монголии
Судьбы ушедших в Монголию бурят описал в своем романе «Хойто насандаа уулзахабди»- «Встретимся в другой жизни» монгольский писатель с бурятскими корнями Сэнгийн Эрдэнэ. Кроме публикации в журнале «Байгал» за 1992-93 года, это произведение легло в основу одноименной пьесы на сцене театра бурятской драмы. Ни читать, ни смотреть без слез пьесу невозможно. До сих пор потомки репрессированных бурят вспоминают рассказы своих родителей о тех страшных годах. Неслучайно, среди первых демократов Монголии 90-х годов оказались внуки репрессированных бурят Зориг Санжасурэнгийн, чье дело сейчас продолжает сестра Оюун и Эрдэнийн Бат-Уул, ныне мэр Улан-Батора, премьер-министр первого демократического правительства Дашийн Бямбасурэн.
Репрессирован каждый пятый
В семье Санжасурэнгийн смешалась кровь самых разных народов, трагически сведенных в Монголии историей. Мать Доржпалам — дочь известного советского географа Андрея Симукова, который первым составил множество географических карт Монголии. Его монголы уважительно называли «шара Дамдинсурэн» (рыжий Дамдинсурэн). В 30-е годы Симуков отправил свою первую семью в СССР, опасаясь репрессий. Позже от немецкой женщины, работавшей в Улан-Баторе, у него родилась дочь, ее назвали тибетским именем Доржпалам. Ни мировое имя ученого, ни уважение простых монголов не спасли Андрея Симукова от расстрела в застенках НКВД. Мать отказалась от незаконнорожденной дочери, ее взяла на воспитание китайская семья, тоже давно обосновавшаяся в Монголии. Испытавшая на себе все тяготы детей репрессированных родителей, белокурая Доржпалам вышла замуж за человека со схожей судьбой — бурята Санжасурэна из Дорнодского аймака. Он тоже рано остался сиротой, когда его родителей расстреляли в период массовых репрессий против бурят.
— Тогда был репрессирован каждый пятый бурят в Монголии – рассказывала нам Оюун Санжасурэнгийн, принимая в своем центре «Зориг сан».
Уходили по ночам
Недавно мэр Улан-Батора впервые посетил родину своего дедушки в Еравнинском районе. Старейшие родственники вспоминали рассказы своих родителей.
— Это было в 1923 году. Ваш дедушка Сэнгэ покидал родные места, как и многие буряты, ночью – вспоминали старейшины – ваша бабушка Янжима ушла, кажется, раньше в 1922 году.
Они поселились в Монголии, в Хэнтэйском аймаке в сомоне Биндэр в местности Сэруун Галтай. Там у них 7 декабря 1929 года родился сын Эрдэни – отце будущего мэра Улан-Батора.
Оказывается, в 1922 года в столице Монголии группа бурятской интеллигенции создала Бурят-монгольский комитет по делам бурят в Монголии. Благодаря работе комиссий Комитета, Народное правительство Монголии провело мероприятия по обустройству беженцев. Они также были освобождены от государственной и аймачной подати сроком на три года. Для них были выделены особые сомоны.
— Мой отец рано остался сиротой. Рассказывал, что дедушку Сэнгэ, как всех бурят, заставляли давать показания против своих соплеменников. Он отказался как и все арестованные в те дни буряты. Дедушку Сэнгэ казнили по знаменитому «Делу Лхумбэ» — рассказывал во время недавнего визита в Еравну мэр Улан-Батора.
«Разоблачение убежавших белогвардейцев»
Это «Лхумбийн хэрэг», или «Дело Лхумбэ» и сейчас болью отзывается в бурятских семьях Монголии. Исследователи приводят ужасающую цифру – от репрессий пострадало до 90% мужского населения бурятского происхождения. Это сейчас историки говорят, что сталинская политика 30- х годов навязала монгольскому руководству взгляд на бурятских эмигрантов как на проводников враждебной прояпонской идеологии. «Дело Лхумбэ» тогда носило громкое название – «Разоблачение убежавших «белогвардейцев» от Октябрьской революции». Эту кампанию начали с видного партийно-государственного деятеля МНР, бурята по национальности Лхумбэ. По одной из версий, один сотрудник органов из личной неприязни подделал письмо от имени некого бурята из Хулун-Буира. Этот город тогда находился под властью японцев.
Письмо стало поводом обвинить в подпольной контреволюционной организации политически активных бурятских эмигрантов. Первыми арестовали 174 человека в Хэнтэйском аймаке, где проживала семья дедушки Батуула. 30 арестованных казнили. В аймаке Дорнод арестовали 110 человек, казнили 18. В Улан-Баторе схватили 33 человека, убили пятерых.
К остальным применили такие наказания как тюрьма от 5 до 10 лет и даже высылку в СССР с последующим 5-летним заключением в лагерях без права возвращения в Монголию.
Носители «модерна»
Буряты, основой хозяйства которых было кочевое скотоводство, не только уходили на территорию Монголии со скотом во время сезонных перекочевок, но и мигрировали во времена присоединения региона к России. Но формирование основного бурятского этнического анклава в Монголии произошло в результате массового переселения в конце XIX — первой трети XX века – пишет профессор, доктор исторических наук Марина Балдано.
По ее версии, в 1920-1930-е гг. буряты играли чрезвычайно важную роль в жизни Монголии. Трудно переоценить степень их политического влияния во внутригосударственных делах Монгольской Народной Республики и в системе межгосударственных отношений Монголии и России. В конце XIX — начале XX века Бурятия вступила на путь модернизации (в этнокультурном понимании этого слова). Важнейшей составной частью этого процесса стало формирование первого поколения европейски образованной бурятской интеллигенции. Этот немногочисленный, но чрезвычайно активный слой населения, обладающий большим интеллектуальным потенциалом, внес огромный вклад в создание основ современной культуры и формирование общественного сознания бурятского общества. Его яркие представители, такие как Ц. Жамцарано, Э.-Д. Ринчино, Э. Батухан, Б. Ишидоржин, сыграли важную роль в становлении нового монгольского государства: демократизации органов государственного управления, преодолении последствий разрухи, реформировании экономических отношений, развитии образования, внедрении европейской медицины, создании Ученого комитета -первого научно-исследовательского учреждения. По существу они были носителями «модерна». С их непосредственным участием вполне определенно наметился ряд прогрессивных тенденций в монгольском обществе. Буряты всегда были в центре пристального внимания.
Быть бурятом опасно
— К 1934 г. в Монголии проживало 35 тыс. бурят. В 1930-е гг. более трети из них подверглись репрессиям, большинство которых было казнено – приводит цифры профессор Балдано — наделение бурятской этничности политическим контекстом (отождествление бурят с политическими врагами) в 1930-х гг. привело к фиксированию в социальной памяти бурят Монголии отсылки ко времени репрессий, когда быть бурятом стало жизненно опасно.
Личностная идентификация и ход собственной жизни стали просчитываться через конкретные события арестов, судов и приговоров за «шпионаж и контрреволюционную деятельность», затронувшие практически каждую бурятскую семью.
Бывший глава правительства
В самые трудные первые годы становления демократической системы в 1990-1992 ггоды премьер-министром Монголии стал бурят Дашийн Бямбасүрен. В интервью Марине Сайдуковой он вспоминает такой эпизод:
— Когда я был мальчишкой, в моем родном селе не было ни одного старого бурята. Их всех уничтожили, расстреляли, отправили на каторгу в Россию. В Дадал сомоне, например, в 1937 году забрали всех бурят, начиная с 17 лет. Когда летом наш айл хотел зарезать барана, звали мужчин-халхов из другого села. Я никогда не забуду, как женщины потом пели песни и плакали всю ночь. Вот так было. Потом бурят забирали в армию и заставляли воевать с казахами. На казахско-монгольской границе до 1953 г. было не спокойно. С тех пор в моем сердце остался горький осадок и вопрос: почему так было?
В центре города
Пока в Улан-Удэ долго спорят о памятнике репрессированным, в Улан-Баторе в самом центре города давно стоит Музей политических репрессий. В нем особенно впечатляют столбцы имен и горящие под ними электрические зула. Среди руководителей музея внук репрессированного монгольского премьер-министра Гэндэна. По данным этого музея, только в Улан-Баторе к смертной казни приговорили большинство мужчин-бурят.
— Часто были случаи ареста и истребления целых семей. Из-за страха перед преследованием в среде бурят наметилась тенденция сокрытия своей этнической принадлежности, прежде всего через отказ от таких маркеров культурной отличительности, как одежда и язык: они перестали носить традиционную одежду и употреблять бурятский язык в общественных местах – отмечает ученый.
Монгольский исследователь Р. Рэгзэндорж отмечает, что «истребление большинства мужчин вызвало значительный рост смешанных браков, в частности, халхаско-бурятских, что привело к ускорению темпов ассимиляции».
— Игнорировать присутствие бурят как отдельной этнической группы в социалистической Монголии не могли, поскольку в СССР как этнофедеративном государстве они обладали реальным и символическим статусом в качестве титульной нации и реализовали право на национальную автономию. Поэтому буряты при всех переписях населения Монголии непременно включались в «список народов». Многие буряты хотели стать халхами. Материалы, собранные У. Булагом во время проведения полевых исследований в 1991-1992 гг. в Хэнтэйском, Дорнодском аймаках и г. Улан-Баторе, позволили сделать вывод о том, что желание стать халха более очевидно наблюдается во втором поколении – пишет Марина Балдано.
До сих пор от уже правнуков бурятской белой эммиограции можно услышать леденящие кровь рассказы о том, как их прадедов, пересекающих границу, встречали с пулеметами. Выжили только те (не более 5%), у кого были в Монголии родственники, или те, кто хорошо знал местность и сумел спрятаться. Говорят так же, что трупы бурят, включая женщин, стариков и детей, складывали в горы по 4-5 метров.
Сын монгольского ламы
Но были и случаи, когда граждане Монголии спасались от репрессий на территории Бурятии. В 1926 году в МНР приняли Закон об отделении церкви от государства. К началу 1930-х годов около 10 тыс. монахов уже было изгнано из монастырей.
— Эти процессы и реформы вызывали недовольство не только у зажиточных арат, нойонов и духовенства, но и у всех жителей Монголии, что вылилось в 1932 году в Хубсугульское восстание, подавленное лишь через полгода. Руководителей восстания на публичном судебном разбирательстве приговорили к расстрелу – пишет наш ученый.
Помимо тюремных сроков от 5 до 10 лет, применялся и такой вид наказания, как высылка в СССР с последующим 5-летним заключением в лагерях без права возвращения в Монголию. В апреле 1936 года в Монголии прошёл процесс над ламами, которых обвиняли в том, что они «поднимали авторитет религии», что расценивалось как контрреволюция, и в шпионаже в пользу Японии (согласно обвинению, ламы отправляли письма монгольским эмигрантам, где приводились различные сведения о жизни в приграничных районах МНР). На следующем процессе в октябре 1936 года подсудимых лам обвиняли в том, что они с помощью Японии собирались поднять вооруженное восстание и восстановить феодальные порядки. Из 17 обвиняемых шестеро были приговорены к расстрелу, остальные — к различным срокам заключения. За 1936 год было проведено пять открытых процессов над буддистским духовенством.
Все эти процессы привели к тому, что в Бурятии оказался монгольский лама Пурбо, отец будущего депутата Хурала, мецената Валерия Пурбуевича Доржиева.
Репрессии в Монголии в цифрах:
от 22 до 35 тыс. человек ( от 3 до 5 % всего населения страны) — общее число погибших в ходе репрессий; 7 171 дел – рассмотрено; 6 311 человек – казнены.Только с августа 1937 года по январь 1938 года, по данным советского полпредства, в Монголии арестовано 10 728 человек, из них:
7 814 лам; 1555 бурят; 408 китайцев; 322 бывших феодала; 300 ответственных кадровых работников; 180 представителей командного состава МНРА.В 1936—1939 годах Чрезвычайная комиссия во главе с Чойбалсаном под пристальным контролем советников СССР осудила 25 588 человек, из которых 20 099 были приговорены к расстрелу и казнены. Доля жертв террора в населении страны значительно превысила аналогичные показатели «Большого террора» в СССР.
Автор: Андрей Ян
Сагаалган и Икэнипкэ. Как и когда встречают Новый год народы Бурятии? | Новый год
Почти весь мир привык встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Как правило, его отмечают в кругу семьи или друзей, наряжают ёлку, накрывают большой праздничный стол и ждут наступления полуночи, когда один год сменится другим. Однако некоторые народы мира исторически отмечали его совсем в другое время и даже сейчас кроме календарного праздника отмечают свой национальный Новый год.
Как и когда встречают смену года коренные народы Бурятии, разбирался корреспондент «АиФ-Бурятия».
Когда распускается берёзовый лист
Эвенкийским праздником Нового года можно считать летний праздник Икэнипкэ. Как рассказала Надежда Шеметова, глава государственного республиканского центра эвенкийской культуры «Арун», он наступает в конце весны – начале лета, когда на землях, где веками живут эвенки, распускается берёзовый лист. Он знаменует собой пробуждение природы, и её обновление становится точкой отсчёта Нового года. В этот день проводятся традиционные обряды, и Духам преподносят угощения – конфеты, готовое мясо, хлеб, молоко и другие продукты.
На даты календарного нового года, а также на декабрь и январь у эвенков не выпадает праздников. Ближайший к ним – это ноябрьский праздник первого снега. С ним всегда был связан образ Тугэни Энёкен – Матушки-Зимы: красивой зрелой женщины, одетой в традиционный эвенкийский наряд, отороченный белым мехом. Она была связана в первую очередь не с людьми, а с природой. Время, когда первый снег покрывал землю, и Тугэни Энёкен вступала в свои права, считалось праздником, а также лучшим временем для охоты.
Теперь же у образа Тугэни Энёкен появилась новая трактовка. «В последние 15-20 лет приход Матушки-Зимы стали связывать не только с праздником первого снега, но и с календарным Новым годом, – рассказывает Надежда Егоровна. – В какой-то мере использование её образа в эти дни искусственно, ведь исторически она с ним связана не была». Впрочем, детям Тугэни Энёкен очень полюбилась, и теперь она появляется на празднике, не заменяя Деда Мороза и Снегурочку, а являясь третьим, чисто эвенкийским персонажем. Она играет с детьми в игры, загадывает им загадки и угощает сладостями.
«Белый месяц», буддизм и шаманизм
Бурятия – это регион, в котором две религии – шаманизм и буддизм – не только уживаются, но ещё и переплетаются так, что появляются общие праздники. К таким относится и самый важный бурятский праздник – Сагаалган или «Праздник белого месяца».
До прихода буддизма буряты отмечали его в день осеннего равноденствия – 22 или 23 сентября. Однако внук Чингисхана хан Хубилай под влиянием новой религии перенёс праздник на конец февраля – начало марта, то есть на Новый год по лунному календарю. Сагаалган знаменует его начало, а «белый месяц» – это первый, «чистый» месяц грядущего года. Он считается в первую очередь семейным праздником. В это время проводится обряд почитания старших, младшие дарят им подарки, а старшие после идут к старейшинам и дарят подарки им.Кстати, наступает Сагаалган не в полночь, а с восходом солнца. Накануне в доме наводят порядок и избавляются от ненужных вещей. Интересно, что исторически у бурят даже возраст начинали считать только после того, как настанет «белый месяц».
Есть ли у бурят Дед Мороз?
Аналогом привычного новогоднего дедушки с подарками в Бурятии считается Белый Старец Сагаан Убгэн. Только всё же он не Дед Мороз, а религиозный персонаж. Ещё до прихода буддизма он считался покровителем долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода и плодородия. Саган Убгэн повелевал дикими зверьми, домашними животными и даже людьми, а также был владыкой гор, земли и воды. По легендам, когда он появляется, то приносит с собой мир, покой и равновесие в жизнь тех, кто его почитает.
Раньше монгольские народы – а почитают Белого Старца не только буряты – изображали его в роли отшельника с белой бородой, одетого в белые одежды и держащего в руках, посох с головой дракона. За долгие века Саган Убгэн преобразился: теперь старец всё также одет в белую одежду, но уже зимнюю – меховую шапку и белую шубу со стилизованными бурятскими узорами.
Встретить Белого Старца можно только раз в году – в Сагаалган. Его резиденция в этот день располагается в большой юрте этнографического музея народов Забайкалья. Кроме того, она появляется и на центральной площади Улан-Удэ во время празднования прихода «белого месяца». Хоть он и не Дед Мороз, но дети воспринимают его именно так и ждут от него подарков, поэтому он носит с собой небольшую сумку со сладостями.Смотрите также:
Сагаан эдеэн – белая пища — Общество и культура
«У бурят есть древний обычай: на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, просто молоко. С него начинается любое угощение. У нас чай пьют не иначе как с молоком. Недаром говорится: «Чай с молоком – для друга!» (книга «Двенадцать моих драгоценностей» бурятского писателя Африкана Бальбурова).
Накануне Сагаалгана многие уже запаслись продуктами, ведь праздник отмечается долго. С наступления Белого месяца жители Бурятии принимают гостей. По традиции сначала младшие родственники посещают старших. И при этом новогодние подарки дарят не гости, а хозяева дома – гостям. И как встретить гостей без богатого стола.
Встречать Белый месяц полагается с чистыми помыслами, поэтому на столе, в первую очередь, должна быть сагаан эдеэн – белая пища. Это молоко и кисломолочные продукты – творог, сметана, брынза, арса и курунга. Священная белая пища бурятской кухни полезна для организма. Молоко и другие молочные продукты наполнены целым списком полезных витаминов, а также являются источниками минеральных солей, микро- и макроэлементов, очень важны для обмена веществ. Молоко, йогурты и сыры, богатые кальцием, очень полезны для зубов, для свертывания крови и сокращения мышц, поэтому они полезны как детям, так и взрослым.
Мужчины прекрасно знают, что, увеличивая мышечную массу, невозможно обойтись без белков, а, как известно, молочные продукты содержат животный белок. Женщины же могут прибегнуть к похудению с помощью нежирных видов молочной продукции. Смело ставьте на праздничные столы молочную пищу и будьте уверены, она принесет вам одну сплошную пользу.
Помимо этого, кулинары смогут порадовать своих гостей мясными блюдами бурятской традиционной кухни: это бухлер, позы, убсун, хирмаса, ореомог, хиимэ, кровяная колбаса. Стоит отметить, что раньше буряты не ели свинину и мясо птицы, предпочитая им мясо пяти бурятских домашних животных. Издревле буряты только варили мясо или готовили его на пару. А как хороши мясные бульоны! В традиционной кухне почти нет жареных блюд, мало употребляется специй.
Из алкогольных напитков, конечно же, предпочтительна знаменитый бурятский молочный алкогольный напиток тарасун. Изготавливается он путем перегонки забродившего молока. Согласно бурятской традиции, каждый гость, который приходит в дом, должен выпить стопку тарасуна, это является знаком уважения и дружбы. Иногда тарасун перегоняется еще определенное число раз, таким образом получается водка араки, или орыхи. Получаемая из молока водка не наносит вреда здоровью.
Не забудьте, что в канун Сагаалга на обязательно нужно сделать подношение божествам, провести обряд «бурхан дэлгээлгэ». Для этого перед божницей надо поставить тарелку, на которой должны присутствовать и молочные продукты, и сладости.
Хотой, бабагай и синие глаза
Они убивают медведя и приговаривают: «Это не мы убили — это русские», их предки думали, что земля — это уши кабана, и строили юрты там, где помочилась лошадь. Во что верили и верят, кому поклоняются и чего боятся народы Сибири?
Шаманизм и сотовые телефоны
Раньше якуты, буряты, хакасы, эвенки, ханты, кеты, алтайцы и тувинцы плясали вокруг костра и ели сырое сердце медведя, чтобы обрести его силу. Нынче Сибирь не та. Местные давным-давно ездят на машинах, смотрят телевизор и сидят в интернете. Но где-то внутри екает: курицу не ешь — по земле ходит, рыбу тоже — «водяной червь», яйца в дорогу не бери — машина сломается. Вслед за ними екает у русских, которые живут бок о бок. Что-то осталось у первых, что-то передалось вторым.
Медведь. Он же бабагай. Он же амака. Он же аба
Культ медведя был характерен для всех жителей таежно-тундровой и горно-таежной полосы Сибири. Буряты называют его бабагай или гуроохэн («отец», «праотец», «старший брат», «могучий дядя, одетый в доху»), эвенки — амикан или амака («дедушка»), хакасы — аба, ада, ага, апчах или абай («близкий родственник»).
Медведь — одно из главных тотемных животных сибиряков, которого они считают своим предком, основателем рода. У бурят есть выражение: «Хара гуроохэн боодо элюутэй» («Медведь выше полета шамана»). Поэтому его нельзя убивать. Если только не соблюсти некоторые условия. Якуты, охотясь на косолапого, всегда приговаривают: «Это не мы убили — это русские».
Дворец медведя
У тункинских бурятов есть поверье — если охотник видит во сне, что он убил человека, значит, в его силки попадет медведь. А если следопыт найдет медвежью берлогу, то никогда не скажет об этом прямо, сообщит друзьям: «Дворец нашел». Здесь верят: медведь — это оборотень, некогда бывший человеком, поэтому он понимает человеческую речь.
Сложные обряды нынче не увидеть. Убьют медведя, вырежут на дереве лицо со словами: «Это не я — это вот этот человек тебя убил». Вот и весь обряд. Не то что раньше. После убийства косолапого совершали поминальный ритуал — шашину чинар есолол, умоляя «могучего дядьку» простить «за допущенную ошибку» русских, якутов (если охотники — буряты) и бурят (если охотники — якуты) и т. д. Не переставая скорбеть, охотники ловко орудовали ножом, разделывая тушу, да еще и испрашивали для себя покровительства: «Уничтожь все преграды и помехи (на моем пути), все препятствия, врагов моих, мешающих добыче, убери».
Подрезая шкуру вокруг ступни и когтей, подкаменнотунгусские эвенки говорили: «Дед (бабка), женщина обнимает твою лапу». Или: «Дед, потянемся через колодину». Учурские эвенки, отрезая шкуру вокруг носа, приговаривали: «Муравьи расшалились», вокруг ушей: «Сгибается от ветра». Старший из охотников — нимак — сразу съедал сырое сердце медведя, «чтобы обрести его силу». Сало делили между всеми семьями охотников. После охоты устраивался медвежий праздник. А по возвращении в стойбище — обряд камлания для очищения охотников. Для чего забивали… оленя.
Лесной дедушка худоогэй
Многие народы Сибири почитают волка. Даже сегодня. В южной Якутии, например, сейчас проблема — очень много волков. Но их никто не трогает. Потому что знают: волк — прародитель всех эвенков Тянского наслега Олекминского района.
Культ волка есть и у бурят — эхиритов, булагатов и окинских. Там рассказывают легенду о мальчике, вскормленном волчицей. Мальчик — прадедушка рода шоно (что означает «волк»), волчица — прабабка. А еще здесь верили, что люди рода шоно способны излечивать пострадавших от нападения волков. К покусанному приводили человека с ружьем, который стрелял в воздух, произнося при этом: «Я ведь потомок Шарлы мэргэна — сына волчицы, небесная собака, возьми обратно свои слюни».
Волк священен, поэтому о нем нельзя говорить вслух. Только иносказательно. Например, худоогэй, таабай, хангайн, убгэн, что в переводе означает «лесной дедушка». Или хухэ нюдэн — «синие глаза».
Буряты верят, что белые волки — это небесные собаки, которые действуют по распоряжению божества Тэнгри. Этим, кстати, и объясняется то, что волки любят выть на Луну. Они попросту просят поесть у своего небесного отца. А вы что думали?
Нападение белых волков на стадо считалось добрым знаком, которое должно привести к умножению поголовья. Так что выражать недовольство по поводу загубленного скота запрещалось. Поэтому волки регулярно, а главное — безнаказанно «шерстили» стойбища бурят. Убить волка, забежавшего во двор полакомиться скотиной, не разрешалось. Иначе понесешь еще большие потери.
А вот по отношению к обычным серым волкам (лусудским) — явная «дискриминация» (хотя, вероятно, не у всех народов). Серые волки, в отличие от белых, и в былые времена, и сегодня не считались священными, поэтому истреблять их не возбраняется. Правда, только магией. В давние времена был, например, такой обряд. С наступлением вечера завязывали правый рукав отцовой рубахи и приговаривали: «Закрываем волчью пасть». А еще варили топор в большом котле. Топор символизировал волчью голову.
Лебедь, багдарин и лошадь
Многие эвенки почитают белого оленя, которого они называют багдарин. Его задача — охранять стадо. Монгольские народы верят в святость Гоа-Марал («прекрасной лани»). Буряты обожествляют лебедя, который у них женского рода и тоже считается прародительницей. Есть легенда, что одна из девяти небесных дев-лебедей (в человеческом обличье) стала женой человека по имени Хориодой. Когда их дети повзрослели, жена сказала: «Человек неба должен жить на небе, человек земли — на земле». А потом превратилась в лебедя и вылетела через дымник юрты. Однако проворный муж все-таки успел коснуться лапок птицы, «осквернив» ее. С тех самых пор лебедь не может вернуться на небо. Поэтому, пролетая над человеком, лебеди обязательно кричат «мэндээ», осведомляясь о его здоровье. «Мэндээ», — должен ответить человек.
Почитают буряты и лошадь. Особенно белую. Древний обряд посвящения коня сопровождался окроплением того молоком и заговором: «Зэли, зэли байха ундэр тэнгэри, эхын байха ульгэн эхэ» («Высокое небо — место обитания лошадей, мать Ульгэн (земля) — место нахождения женщины-матери»). Там, где помочилась лошадь, у якутов принято было ставить юрту: злые духи сюда не придут. Так же «очищали» и место для покойников.
Тотем кабана распространен меньше, но все же встречается. Например, у хоринских бурят, один из родов которых носит имя бодонгут (от слова «бодон» — «дикий кабан», «вепрь»). При охоте на кабана нельзя произносить его имя, потому что земля — есть не что иное, как его уши.
Орел, заяц и соболь
Почтения удостоился и заяц. Буряты верили, что заяц может «шаманить». А когда он камлает, то произносит: «Не думайте, что я мал — моя шкура годится для подошвы на один день, мое мясо достаточно для супа на один раз, я — дядя оленя».
Многие народы поклоняются орлу, что исторически связано с островом Ольхон. Здесь верят, что гордая птица — сын хозяина острова, который на местном языке зовется Хан-Хото баабай («царственный отец»).
Свою дань уважения получил даже соболь. Его называли «гостем», а раздобыв его ценную шкурку, размахивали ей во все стороны. Чтобы «еще больше соболей приходило».
«Мы должны праздновать» — Пиоли восхваляет зрелость Милана без Ибрагимовича
Стефано Пиоли приветствовал растущую зрелость своих миланских игроков в отсутствие травмированного нападающего Златана Ибрагимовича.
Россонери укрепили свои позиции в Серии А, одержав решительную победу над «Сампдорией» 2: 1 в воскресенье благодаря голам Франка Кесси и Саму Кастильехо.
Милан одержал победу без талисмана Ибрагимовича, который лечит травму подколенного сухожилия, но, как ожидается, скоро вернется.
Опытный швед забил 10 голов в шести матчах Серии А в этом сезоне, и его присутствие было упущено против «Сампдории», но «Милану» удалось добиться успеха в «Дженое».
«Я по-прежнему удивляюсь зрелости этих игроков», — сказал Пиоли Sky Italia.
«Даже несмотря на то, что это была, вероятно, самая молодая команда за весь год. Они никогда не позволяли себе унывать из-за плохих результатов или переборщить с хорошими, они действительно впечатлили меня.
« Мы все знаем, насколько Златан помог мы должны улучшаться, и все хотят, чтобы он вернулся как можно скорее, но каждый игрок внес здесь свой вклад.
«Я сказал ребятам, что мы настоящая команда. Это группа, которая максимально использует любую ситуацию, даже самую негативную, чтобы доказать, что они действительно могут сделать.
« Это первый раз, когда мы упустили Ибру, Саймон Кьяер и Исмаэль Беннасер, которые являются лидерами команды, но они использовали эту возможность, чтобы доказать, что могут поддерживать команду.
«Это означает, что у нас есть энтузиазм и энергия, чтобы противостоять каждому вызову.
«Эти ребята выкладываются на всю неделю, это самые сложные игры после Лиги Европы, поэтому победа в них, когда мы считаем целью многих других клубов, приносит удовлетворение, и мы должны праздновать.«
« Милан »выиграл восемь из своих первых 10 игр в серии А, опередив« Интер »на пять очков в верхней части таблицы.
За предыдущие 86 сезонов турнира« россонери »выиграли больше игр на этом этапе турнира. только в сезоне 1954/55 (девять матчей).
Тем не менее, Пиоли признал, что «Милан» может чувствовать соперников из-за того, что Скудетто дышит им в шею.
«Я считаю, что результаты этих выходных показывают, что сильнейшие команды идут, они закрываются» — сказал главный тренер «Милана».
«Я убежден, что« Интер »,« Ювентус »и« Наполи »по-прежнему будут бороться до самого конца.
« Как вы можете думать, что «Ювентус» не фаворит после того, как выигрывал девять лет подряд? Или Интер с их инвестициями, или Наполи с их талантом? »
«Милан» пропустил с углового против «Сампдории», когда Альбин Экдаль втиснул мяч, и Пиоли признал, что его команда имеет тенденцию отключаться на стандартных позициях.
«Последний гол, который мы пропустили в открытой игре, был против« Наполи », — добавил он.
«Нам нужно больше сосредоточиться на стандартной игре. Это правда, что наша команда не самая высокая, но я думаю, что у нас было больше шансов в ситуациях с мертвым мячом, чем у Сампдории».
Международный день благотворительности: что это такое и почему его отмечают?
Мать Тереза благословляет ребенка в доме «Дар любви» 20 октября 1993 года в Сингапуре. (Фото: Рослан Рахман / AFP / Getty Images)Сегодня отмечается 4 -й Международный день благотворительности.
Благотворительность важна, так как позволяет нам выйти на широкую общественность и помочь тем, кто нуждается в нашей поддержке.
Вы знаете историю этого дня, как он был создан и как сейчас отмечается?
Если вы не уверены, не волнуйтесь, мы составили удобное руководство, в котором вы узнаете все важные факты и, надеюсь, вдохновите вас заняться благотворительностью.
Каковы истоки?
Международный день благотворительности отмечается ежегодно 5 сентября.
Официально объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 году.
День был основан в рамках инициативы гражданского общества Венгрии при поддержке парламента и правительства Венгрии в 2011 году.
5 сентября — выбранная дата, так как она отмечает годовщину кончины матери Терезы, которая неустанно трудилась, чтобы преодолеть бедность, страдания и страдания самых бедных в мире.
Вы можете принять участие, помогая бездомным (Изображение: Spencer Platt / Getty Images)Что это?
Международный день благотворительности служит укреплению и повышению социальной ответственности всех нас, солидарности и увеличению общественной поддержки благотворительных целей.
Этот день — прекрасная возможность повысить осведомленность и предоставить платформу для благотворительных мероприятий, которые будут проходить в глобальном масштабе.
Как его отмечают?
Трудолюбивый кот из Хаддерсфилда Феликс собрал более 5000 фунтов стерлингов на благотворительностьОрганизация Объединенных Наций в этот день приглашает все государства-члены, различные организации и предприятия, а также всех нас, граждан, отметить этот день, внося свой вклад в благотворительность любым возможным способом.
ООН поощряет благотворительные пожертвования, стимулирует образовательную и просветительскую деятельность, чтобы повысить важность благотворительности.
В Великобритании есть местные продовольственные банки, которым вы можете пожертвовать (Фото: Джефф Дж. Митчелл / Getty Images)Как я могу принять участие?
Существует множество способов участия, независимо от того, сколько у вас времени или сколько вы можете позволить себе сэкономить в финансовом отношении.
Вы можете уточнить в своей благотворительной организации, организовали ли они какие-либо местные мероприятия, или, если нет, вы можете организовать их.
Если у вас на работе благотворительный процесс, вы можете организовать распродажу тортов, чтобы собрать деньги, или, возможно, благотворительный забег?
И не забывайте, что вы всегда можете поддержать благотворительность, вызвавшись волонтерством, чтобы проводить время с нуждающимися.Ваш местный приют для бездомных, группа помощи женщинам или продовольственный банк будут признательны за вашу поддержку.
БОЛЬШЕ: Tesco завершила сделку по передаче ВСЕЙ непроданной еды на благотворительность
БОЛЬШЕ: Выжившая от рака пробует свои силы во всех 41 олимпийском виде спорта на благотворительность
необычных майских праздников | Ментальная нить
Май — от Дня Звездных войн до Национального дня степа — полон восхитительных необычных праздников, которые вы должны отмечать.
1 мая: День лей
Вы слышали о Первомайском празднике, но это гавайский эквивалент. Отпразднуйте культуру острова с помощью конкурсов по изготовлению леев, гавайской кухни и музыки и даже коронации королевы лей.
1 мая: День матери-гуся
Основанная в 1987 году Глорией Т. Деламар в связи с публикацией ее книги Мать-гусь: от питомника к литературе , это день, чтобы «заново оценить» старые детские стишки.
1 мая: День нового домовладельца
Можно утверждать, что выход из игры об аренде — это праздник сам по себе, но в любом случае это праздник для новеньких домовладельцев.(Танцевальная вечеринка в стиле Risky Business была бы одним из хороших способов вечеринки со всем этим залом.)
2 мая: День бесплатных комиксов
Начиная с 2002 года, в первую субботу мая участвующие независимые магазины комиксов по всей стране раздают свои товары бесплатно. Ежегодно раздается более 3 миллионов комиксов.
3 мая: Национальный день двухцветной обуви
Для людей, которые хотят практиковать безопасный уровень несоответствия.
4 мая: Звездные войны День
Да пребудет с вами четвертое!
4 мая: Международный день уважения к цыплятам
Вы можете ценить их за то, что они обеспечивают пропитание, или вы можете ценить их так сильно, что не используете их для пропитания.В любом случае, отпразднуйте курицу сегодня.
6 мая: День без домашних заданий
Мы предполагаем, что это применимо как к детям, так и к взрослым.
7 мая: Национальный день космополита
Мы любим праздник со встроенным способом празднования: в данном случае с любимым коктейлем Кэрри Брэдшоу.
8 мая: День без носков
В предвкушении этого праздника говорится о том, что при использовании носков будет меньше белья. В лучшем случае это кажется правдоподобным — насколько велики ваши носки? — но будем надеяться, что к этому моменту будет погода сандала, и в этом случае вы можете и определенно должны обходиться без носков.
9 мая: Национальный день няни
Потому что давайте будем честными: их работа не всегда проста.
9 мая: Национальный день поезда
Национальный день поездов празднуется, когда «золотой шип» был врезан в последнюю стыковку на Саммите мыса, штат Юта, чтобы соединить центральную часть Тихого океана и железные дороги Юнион-Континенталь, создав страну, объединенную 1776 милями железнодорожных путей.
10 мая: не спать всю ночь
Бездельничать всю ночь почти всегда приводит к отличным историям.
11 мая: Ешьте, что хотите, День
Лучшие каникулы побуждают вас нарушить некоторые диетические правила, и этот может быть лучшим из всех, потому что побуждает вас нарушить их все.
12 мая: Национальный день Лимерика
Ежегодно отмечается в день рождения английского писателя Эдварда Лира, чей 1846 Книга бессмыслицы помогла лирической форме стать популярной.
13 мая: Международный день хумуса
Подарите нам всем праздничные обеды.
14 мая: Национальный день подземной Америки
День Подземной Америки чествует тех, кто строит свои дома не просто на Земле , но и на Земле . Он был изобретен архитектором Малкольмом Уэллсом в 1974 году, и те, кто хочет праздновать, могут сделать это, например, ехать в метро, закапывать сокровища, есть корнеплоды или думать о родинках.
15 мая: Национальный день велосипеда на работу
Мы не можем обещать, что вы не придете в офис слегка потным, но мы можем дать вам разрешение пропустить тренажерный зал после завершения поездки на велосипеде.
15 мая: День национальной пиццы
Партия , кстати, термин относительный. Ты и пицца — определенно вечеринка.
16 мая: День биографа
Это ежегодно отмечается в годовщину встречи в Лондоне в 1763 году между Джеймсом Босуэллом и Сэмюэлем Джонсоном, которая положила начало одним из самых известных отношений автор-субъект и выпустила биографии Журнал путешествия на Гебриды и Жизнь Самуэля Джонсон.
16 мая: День мимозы
Какой был бы бранч без них?
18 мая: Международный день музеев
В этот день вся планета празднует музеи и все удивительные вещи, которые они могут предложить — многие из них проходят через виртуальные туры.
20 мая: День Элизы Дулиттл
Сегодня хороший день, чтобы направить свою внутреннюю Элизу (до или после уроков этикета — выбор за вами).
22 мая: Национальный день моря
Указ Президента 1933 года сделал этот день официальным праздником, посвященным признанию морской индустрии.Он должен совпасть с датой в 1819 году, когда американский пароход Savannah отправился в первое в истории трансокеанское плавание на парах.
22 мая: Всемирный день готовки
Они могут вести себя так, как будто они не хотят / не нуждаются / не заботятся о том, чтобы у них был день в календаре, но давайте, все хотят, чтобы их праздновали.
23 мая: Всемирный день черепах
Отметьте это событие, прочитав здесь 20 фактов о морских черепахах, которых вы не знали.
24 мая: Международный день тиары
Кто такая красивая принцесса? Всем, кто хочет отметить День Тиары.24 мая было выбрано в качестве даты празднования этого головного убора, потому что это также день рождения королевы Виктории.
25 мая: Национальный день степа
Идеальный день, чтобы надеть танцевальную обувь.
25 мая: День полотенца
В честь знаменитого писателя Дугласа Адамса фанаты носят с собой полотенце весь день. Традиция является отсылкой к отрывку из «Автостопом по галактике » о важности полотенец: «Полотенце [ Автостопом по галактике ] говорит, что полотенце — это самая полезная вещь, которую может найти межзвездный автостопщик.